YK: На сайте предлагается обречь себя на адские муки, произнеся одну-единственную фразу: "Я отрицаю Святой Дух". Тогда, в соответствие с буквалистским пониманием Мк. 3, 29, человек совершает хулу ("власфимию"), которая не может быть прощена.
Оч. популярный вопрос после лекций по сотериологии. А Ваше, отец Яков, мнение по этому поводу? А что говорят православные богословы?
вторник, 7 августа 2007 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
28 комментариев:
Хорошо бы еще понять, что это за зверь такой (или фрукт?) - "православный богослов". Я сейчас готовлю брошюрку о кощунстве, буду рад замечаниям, текст более-менее полный (дописываю по мелочам, полностью пока отсутствует казус Тер-Оганьяна): http://www.krotov.info/yakov/2_chlvek/3_dobrota/2_4_koschunstvo.htm.
Буду рад любым замечаниям, пока не дошло до печати.
Крт
"Православный богослов" -- человек православного вероисповедания, имеющий степень в богословии, присвоенную в православных ВУЗах, имеющий работы и/или публикации в данной области. Зверь... Ну да, Homo Sapiens относится к подклассу "Звери" класса "Млекопитающие". Так что зверь, скорее чем фрукт, если "фрукт" понимать буквально как плод растения.
ссылка дохлая
Ссылка пассивная 9не знаю, как сделать активной), но правильная. Только что проверил.
Ваше определение богослова, видимо, шутка, а я сейчас устал и не понимаю юмора. По этой логике физик - человек, окончивший институт физической культуры... Жириновский - доктор наук... Иисус - самозванец...
Добрый День!
Что касается практических дел.
Могу ли я добавить в вашу библиотеку статью Н.А. Рабкиной
"Константин Петрович Победоносцев"
(234 kb. pdf)? Статья, как мне
кажется, соответствует тематике
вашего сайта.
Уважаемый аноним,
надо посмотреть статью. И, если хорошая, перевести в html.
С уважением
Яков
Статью вышлю на Ваш почтовый ящик.
Других вариантов у меня нет.
Что касается перевода в html,
тут целиком полагаюсь на Ваш опыт.
К тому же Ваша библиотека включает
файлы и в pdf - формате.
С пожеланием всего наилучшего....
Буду очень признателен за присылку! Файлы пдф у меня только на винчестере, в этом смысле они в биб-ку не входят. Но перевести дело нехитрое, во всяком случае, небольшой объем. Я даже удивляюсь, почему так мало интеллектуалов занимаются сканированием. Потом вспоминаю, что они не занимаются, зато уже по 20 книг выпустили, а я занимаюсь, а выпустил всего ничего... Все логично!
2YK: Ну, не то чтоб я совсем не шутил, но все-таки... Я понимаю, что хождение в гараж не делает меня автомобилем. Менее протокольно и ближе мне, наверное, такое определение боглслова: человек, занимающийся богословием (систематическим, например, или отдельными богословскими "-логиями") с удовольствием и знающий толк в предмете своего увлечения/изучения.
Честно говоря, рафинированных богословов я встречал крайне редко (один друг у меня есть таковой).
А как бы Вы определили "богослова"?
Не знаю... Мне кажется, если за это перестанут платить, вопрос сразу будет снят. На сегодня "богослов" - это лицо, получающее от той или иной религиозной иерархии прямо или через посредство (с одобрения иерархии) государственных либо частных институтов деньги или их эквивалент в виде тех или иных благ за определённые речи или тексты. Т.е., св. Иоанн Богослов - не богослов. Это, кстати, помогает отличить мистика от богослова.
"Смиряйте дух"
(из услышанных советов священника (православного) прихожанину).
Мне всегда казалось, что "смирять" можно все, что кроме; а дух и есть то, что "смиряет" все остальное.
Пожалуйста, кто может, выскажитесь.
Добавлю, что речь (в контексте) не шла о "смирении" какого-то конкретного "духа" ("дух отрицанья, дух сомненья"), и даже не о приобретении "духа смирения", что было бы уместно (семейные проблемы прихожанина).
RG
Простите, что вставляюсь не в тему, но не знаю, как сделать пост в этом блоге.
2YK: понял Вас так: лучше и добросовестнее поступает тот, кто исследует духовные вопросы в собственное удовольствие, а если не только в собственное -- то во всяком случае за свой счет. Вспомнилось: мои академические наставники называли сходный тип людей в науке "естествоиспытателями" (кстати, за мной это прозвище в свое время прилипло), пользуясь какой-то классической остротой-определением: "Ученый -- человек, утоляющий свое любопытство за счет государства". Противный тип ("за свой счет") назывался снисходительно "естествоиспытателями". Понятия о частных грантах в ту пору не было. Вы называете аналогичный тип в религии "мистиками", надеюсь без иронии. Или я Вас неправильно не понял?
Про смиряйте дух (не уверен, пойдет ли этот текст как комментарий на вопрос о смирении или на последний пост - о богословии; кто подскажет механику отвечанию, буду благодарен. Это все вопрос языка, а не сути. "Смиренное сердце", "смиренный дух". Мне кажется, вполне терпимо и понятно, если под смирением иметь в виду не уничтожение, а аскезу, "укрощение", "кротость". Дух бунтует - нормальное выражение? Ну вот, пусть эту энергию в мирных целях. Это и есть "смирять дух". Мне кажется.
Мистик - без иронии и с большим почтением. Ваш знакомый богослов, видимо, формально - "христианский эссеист". Как и Иоанн Златоуст, и Ефрем Сирин. Проблема не в источнике денег, а в ориентации на власть. Многие нынешние "богословы" - в оппозиции к церковной власти (покойный Роуз, Лурье), но они пишут, исходя из жажды власти, пишут "со властию". В этом смысле, они "богословы", а не мистики, хотя им не платят. Как и многие нынешние графоманы, которые пишут, чтобы "пасти народы". Богословие - порнография духа. Мистика - эротика духа. Потому что порнография - дискурс власти над тем, над чем властвовать безумно по определению.
Естествоиспытатели и богоиспытатели.
Как альтернатива - естествопытатели и богопытатели.
Отдать "богослова" Роузу?
А если попробовать - не отдавать?..
По мне, богослов - Аарон при Моисее, "не словесном". Бердяев - богослов; друг его крестьянин Аким - мистик, "понимает-сказать не может". Мистик - путешественник, богослов - картограф. Хороший или плохой, но работающий в отдельном жанре. Как и картограф, может обобщать чужой опыт. Как для картографа, результат важнее процесса (для мистика всегда процесс). Занятие из ряда вечно-неудачливых (результат никогда не бывает адекватным), как у создателей глобально-совместимых операционных систем или составителей словарей. Никогда не бывают правы, могут разве что допустить минимальное из возможного количества ошибок.
Спасибо за "смирение".
RG
Какое смирение? Неужели я поделился тем, чего сам не имею? Ну, мастер!
Для меня эталон богослова - Ориген, и это довольно принятая в историографии концепция. Да, пожалуй, Ориген подходит под определение картографа... Но все-таки не вполне... В общем, метафора Ваша хороша, ее нужно обдумать, чем я и займусь.
2YK: Метафоры... Картографы... Слушая сегодняшнюю передачу, вспоминал проповедь "шотландца о паровозе". Хорошо быть гуманитарием! Пассажиры... А мне вот все краники, трубочки и паропроводы распиши! Мы капитально ушли от заданного мной вопроса (тупого, практического, но часто [мне] задаваемого): что такое по-Вашему "непростительный грех", "хула на Духа Святого"? У меня есть кое-какие соображения, но интересно послушать мэтра (киломэтра) в Вашем лице, изучить приведенные ссылки и т.д. и т.п.
Единственное, что из передачи я прямо не понял (ввечеру отслушаю запись в более спокойной обстановке), так это кого считать богословом, а кого теологом. То что не все "-логи" -- ученые, это понятно. А философы тогда кто? Видимо мне с моими тормозами так и придется остаться в мистиках.
Что до хулы, то я что-то об этом писал. По букве это место не понятно. Маловато контекста. Насколько контекст есть, речь идет о непризнании добра добром, т.е., я бы сказал, о цинизме, об отрицании самой возможности действия Бога.
Что до богословов, то на сегодняшний день, конечно, богословы не учёные категорически. Но и не мистики. На Западе это - религиоведы, конфессиональные и внеконфессиональные. Засилье рационалистического вида богословия (во всех конфессиях) привело к тому, что собственно боговедение считается мистикой. Иоанн Богослов - менее всего богослов. Я бы довольно жёстко сказал, что богослов - тот, кто способен выслушать и ответить на чужое богословие. Но таких так мало! Вообще же вся проблема исключительно связана с вторжением отношений власти в сферу, где этих отношений быть не должно. Любой верующий - богослов.
Забавно, кстати, у Яннараса (сегодня положу на сайт) символ ханжества - мать, которая доказывает свое материнство тем, что задает ребенку порку...
Да! Философы! Боюсь, на сегодняшний день философия, конечно, не наука никоим образом. В отличие от истории и психологии. Если не свести философию к эпистемологии, что, конечно, допустимо и, собственно, и происходит. Но тут уже не философия, а филоэпистемия, тогда уж.
И безусловно самое справедливое было в передаче - что государственная система лицензирования "ученых степеней" - совок высшей пробы.
Айкыыыы!!! На сайте выложена только вторая половина передачи!!! Это можно как-то исправить?
Конечно, можно - выложив первую. Но это вне моей компетенции. Наверное, я могу попробовать убрать вторую, но тоже вряд ли получится.
Про запись: пожалуйста, попросите коллег.
Про влас-в-химии: прочел Ваше http://www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/12_31.htm -- интересно. Моего варианта в чистом виде нет, хотя Кузнецова и Гарегин, в принципе, очень близко. Идея не то чтобы моя -- сформулировал это мой знакомый Dr. J.L. Brittain: человек может пренебречь "приглашением ко спасению", которое исходит от Духа и таким образом на некий Ему одному известный раз огорчить Его. Дух, огорчившись, перестает стучать в сердце человека, и для того закрывается путь к спасению.
М-да... Корни идеи, наверное, растут из юридизма -- спасение начинается с оправдания. Джим таким образом переносит центр внимания с оправдания самого-по-себе на Бога, приводящего ко спасению и осуществляющего оное. Пардон если мы откопали что-то вполне себе банальное или дурное. Что думаете?
Мне кажется сомнительным, что Бог такой обидчивый, что один шанс даёт... Скорее, речь о том, что человек способен на самоубийство - в том числе, духовное. Бифуркация. Вот скажу что-нибудь и - все. Принцип рычага. "Похулить Бога в сердце своем". Т.е., бывают точки невозврата. Не Бог обидчив, я могу обидеться безвозвратно. На мир, на другого, на Него. Упаси, Господи!
Согласен. Более того, давай Бог и более одного шанса (бэкап "умеренного" фундаменталиста), все равно -- число конечное, а Всевышний становится Всевздорнейшим. Идея плясать в конечных ситуациях от конечного человека -- очень, пардон, разумна. Тем более, что в приведенном изложении есть и констатация свободолюбия и вообще любви Господа, и библейский (опять пардон) пример из Иова.
Кстати, мой личный юридизм дал серьезную просадку года три тому, когда я переоткрыл для себя Иова (чему затем с удовольствием нашел консонансы в Ваших записях). Спасение оказалось куда шире, чем публичное исповедание веры.
[b]Интересно, кто через семь лет станет самой богатой женщиной России -
жена мэра Сочи или супруга губернатора Краснодарского края? [/b]
Сословие Мегаполис Pi7.ru порадовала новым выходом очередного сборника нюансов.
Меня удивила скажем это "[url=http://soki.tv/go/ruserotik.php]Большая грудь (19 фото) [/url]" - Канечно вы можете встретить и ради себя ворох интерестного
Ну а впрочем лучшее специи через скуки это анекдотец.
[url=http://my.pi7.ru/users/katya][IMG]http://www.my.pi7.ru/images/photos/medium/35ed0993ed3d047e0f79d2e193cdca10.jpg[/IMG][/url]
Растаможка Киев, Одесса
Консультации ВЭД
Дима Литейный
logisticskiev7@yandex.ru
+38 093 318 1567
Отправить комментарий