понедельник, 25 июня 2007 г.

за Библию...

Как-то я съязвил в беседе с о.Я. о православном отношении к Библии. Он мне в ответ съязвил еще более увесисто. Это я вспомнил к слову. Вчера случилось мне немного поспорить со своим церковным руководством (в церкви снова-заново принялись учить про "leadership", что, на мой взгляд, в данном конкретном случае лишневато). Консенсуса-то мы достигли, но вот одна особенность (уже) резанула: проповедник действует по следующей схеме: берет недурное, в общем-то и вполне себе здравое (ну, если отмести кое-какую фундаменталистскую параною) соображение и притягивает к нему за уши фрагмент из Св. Писания. При попытке поспорить с важностью и нужностью диктуемой мысли включается возмущенный реверс: НО ЭТО ЖЕ БИБЛИЯ!!! Как тут быть... За слово "библиолатрия" отлучат ведь напрочь... Данный аргумент направлен, главным образом, на пресечение дискуссии в корне. В общем, смиряюсь и молюсь. А в церкви тем временем вместо проповеди Христа -- очередные курсы менеджмента...

Проблема преподавания учения о лидерстве в [харизматических] церквях на мой взгляд состоит в том, что библейские тексты [особенно используемый в большинстве случаев ВЗ] пестрят примерами руководства сплошь авторитарного. Это особенность эпохи составления библейского Канона, как я понимаю. Подобное положение очень на руку лидерам фарисействующим, которых, увы, до сих пор не мало. Непрозрачный, авторитарный стиль руководства легко оправдать вульгарной трактовкой соответствующих пассажей. Из истории о Моисее выделяется пример с опаршивлеванием Мариами, из истории Неемии -- отношения с соответствующими "оппозиционерами", ну и так далее. Формула проста: кругом враги, Лидер помазан, оппозиция -- бяка богохульная. А сколько кривизны можно оправдать (и оправдывают ведь!) исключительно "харизматическим" "не лезь ко мне -- у меня вИдение!"

Я не могу исключать собственной ошибки в восприятии ситуации -- не хватает религиозного образования и проницательности, да и неблагочестиво это -- мнить себя ценным всем советчиком, особенно в вопросах церковного управления. Но у нас, протестантов, так повелось -- жизнь общины и ее общие организационные проблемы принято считать неотделимыми от проблем личных-духовных. Большинство моих собеседников просто не видит проблемы, а мне всюду призрак комсомола мерещится. Так вот и борюсь -- с идеей за идею. В чем, собственно, и вижу основную свою проблему. Эх, поучиться бы...

9 комментариев:

Олег комментирует...

Ну... Скажем не у всех проповеди сугубо "тематические". Есть направления типа Calvary Chapel с явным преобладанием "текстуального" подхода. Второе подразумевает большее соответствие библейскому учению, как мне кажется.
Собственно о лидерстве. Большего чем сказал Христос ("Больший из вас да будет вам слуга") я еще ни разу не слышал.
вот выдержка из Феофана Затворника на эту тему:
"(1 Кор. 4, 1-5; Мф. 23, 1-12). "Больший из вас да будет вам слуга". Большество измеряется, по слову Господа, не родом, не властью, не мерою способностей и способов, а умением устраивать благо для других. Кто неутомимее и шире действует в этом роде, тот и больший. Как в семье набольший, становясь набольшим, берет к сердцу заботу о всем семействе и в том честь и преимущество свое поставляет, чтоб всех упокоить, сделать так, чтоб всем было хорошо: так и в обществе христианском, хотящий быть набольшим должен принять на себя полное попечение о христианском удобстве всех в том круге, в котором находится, и в том роде деятельности, какую он себе избрал. Лучше же: брось всякую мысль о большестве, а прими сердечную заботу о том, чтобы сколько можно более послужить во благо окружающих тебя, и будешь больший перед очами Божиими, а может быть, и в сознании людей. Когда бы все набольшие сделали этот закон Христов законом своей совести, какое пошло бы тотчас благоденствие и довольство среди нас! Но то горе, что большество скоро у нас обращается на служение себе и своим интересам и сопровождается всегда почти требованием услуг себе, вместо служения другим; совесть же успокаивается исправностью ведения официальных дел. Оттого много набольших, а благо не спеется среди нас, и все добрые учреждения не приносят того добра, какое от них ожидается."
З.Ы. Прошу прощения за пространный ответ

Анонимный комментирует...

Что до Библии, то тут всё просто: достаточно сравнить эту проблему с проблемой отношения к авторитету Папы или Предания, и сразу становится ясно, что проблема не в источнике авторитета, а в ненормальной коммуникативной позиции людей, обращающихся к этому источнику.

Что-то в писаниях Феофана постоянно вызывает у меня неприятие. Похоже на Гоголя в "Переписке": вроде бы всё правильно, а фальшиво. Т.е. проблема не в том, что сказано, а в том, о чём автор промолчал. Проблема в том, что автор промолчал сознательно: знал, но не сказал. Бессознательно-то все мы о чём-то умалчиваем. Господь велик и правдив, предлагая служить друг другу, ибо обращается к апостолам, которые между собою в равных и свободных отношениях. Когда те же самые слова произносит проповедник, обращаясь к людям угнетённым, они становятся пошлой ложью. Общество конца XIX в. - в нём было лицемерием предлагать женщине служить мужчине, бедняку служить богатому, рабочему служить капиталисту, ребёнку служить взрослому, татарину служить русскому. Это та же самая ложь, что и в советской жизни, когда говорились прекрасные слова, только игнорировалась печальная и гнусная реальность, искажавшая любые слова. Это та же самая ложь, которая звучит сегодня в речах светского или церковного лидера, который выходит из роскошного автомобиля и направляется в роскошный ресторан, а по дороге даёт интервью, критикуя стремление людей к обогащению и призывая их служить, служить, служить. Господь призывал умывать друг другу ноги, а из этого делают призыв помыть проповеднику машину.

Анонимный комментирует...

Да, еще техническое - в связи с извинениями за пространный текст и пр. Мне тут понравилось: давеча кто-то заметил, что очень плохо, что еще с начала 90-х годов в интернете русском утвердилось мнение, что указывать на грамматические ошибки - проявление невоспитанности. Якобы человек "щеголяет" грамотностью. Та же логика, действительно, что в речах восточных деспотов, которые считают неприличным, когда им Запад объясняет, что такое нормы свободы. Мда... Так вот: паранойя пишется с "й". И не стоит - во всяком случае, на этом форуме - стесняться "пространных" ответов. Текст должен быть достаточной длины, чтобы выразить мысль. Писать коротко - тяжёлый труд, если только это не три буквы на заборе, и в общении повседневном лаконичность совершенно не нормальна, а даже и патологична. Это всё предрассудки программистов, которые профессионально привыкли общаться с машинами, а с людьми общаться часто разучились (а иногда и не умели). То же относится к использованию "смайликов": стыдно должно быть образованному человеку не уметь выразить свои эмоции словами, прибегая к -).

С уважением

Яков

Олег комментирует...

"Господь призывал умывать друг другу ноги, а из этого делают призыв помыть проповеднику машину."

К сожалению, да, случается такое. Причем достаточно часто. Если бы про "leadership" учили что служители - слуги пастве, а не начальники...
В ВЗ все же стоит сравнить адекватность "авторитарных" методов той ситуации, в контексте которой они применяются.

argent-smith комментирует...

Мне видится единственная лазейка из этого анекдота типа "А ты читай как написано!". Поскольку человек имхо еще расположен к разговору (мог бы и послать!), думаю упирать на наименее реакционное толкование. Исагогику Меня тут вот почитываю. Иногда помогает.

argent-smith комментирует...

2YK: за "паранойю" спасибо. Иногда, когда набираю текст поздно вечером, клинит.

argent-smith комментирует...

2ALL: Если честно, мозг иногда иссякает. Когда раз за разом происходит одно и то же, к примеру пароксизмы той же библиолатрии, которая сама по себе -- настолько священная корова протестантизма, что насаждается везде, начиная с воскресной школы. Убеленные сединами маститые богословы тщетно пытаются побудить наших "младопомазанников" к мышлению. Как популярно определить и объяснить здравое отношение к Библии? Ссылаться на "традиции толкования" бесполезно: главная традиция у нас -- это настойчивое отрицание традиций. В принципе, все просто. Но когда с простым и естественным возмущением реагируешь на банальную проповедь субординации, встречаешь искренне изумленное: "Пашечка, а у тебя все в порядке?" Все. Пойду пообедаю, а то нытие мое не остановить.

Анонимный комментирует...

[b]- Вовочка, тебе уже шесть лет, и я должен рассказать, откуда берутся
дети.
- Ну вот... В три года я узнал, что у нас не живет домовой, в четыре -
что не бывает Бабы-Яги, в пять - что Деда Мароза не существует. Если
сейчас окажется, что взрослые не @6%тся, то во что остается верить?! [/b]
Корпорация Мегаполис Pi7.ru порадовала новым выходом очередного сборника нюансов.
Меня удивила скажем это "[url=http://soki.tv/go/ruserotik.php]Любой секс завершается миссионерской позой [/url]" - Канечно вы можете найти и для себя много интерестного
Ну а впрочем лучшее противоядие от скуки это анекдотец.
[url=http://my.pi7.ru/users/katya][IMG]http://www.my.pi7.ru/images/photos/medium/322af4a020acdd067c4549b2fbb328d7.jpg[/IMG][/url]

Анонимный комментирует...

здравствуйте помогите пожалуйста!!!у меня выявили гастрит с его симптомами не знакома,по утрам тошнит дико потом целый день подташнивает но я хоть ем утром не могу до рвоты доходит,скажите это действительно бывает при гастрите и как быстро оно пройдет!!!!у меня началось 2 недели назад,не ела неделю потом начала воспринимать лекарства ,диета,а потом наелась шоколадных конфет и опять та же ерунда,тошнит ,чувство как будто умрешь в данный момент не приятно до ужаса,я еще очень мнительная переживаю ужасно!!!за ранее благодарна!!

[url=http://www.2nt.ru/go/ruserotik.php]Молодежное видео[/url]
[url=http://2nt.ru/go/serial.php]Вообще любой сериал и особенно новинки я качаю тут [/url]
[url=http://2nt.ru/go/teets.php]Молодежное видео тут[/url]